В рамках работы летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» В МОУ СОШ с.Бакуры была реализована краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга талантов»
«Одарённый человек – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
(В. А. Сухомлинский).
Направленность программы
«Радуга талантов» является программой художественной направленности. Настоящая программа разработана с учетом учебных стандартов и требований следующих нормативно-правовых документов:
- Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 29.08.2013г. №1008);
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций дополнительного образования детей» утвержденных Главным санитарным врачом РФ 04 июля 2014г. №41.
- Краевые методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения 2016 г.
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Новизна
Программа реализуется в летний период, является краткосрочной и имеет ознакомительный уровень. Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования миром окружающей природы. В процессе освоения программы дети имеют возможность получать знания о простейших закономерностях построения предметов и передачи их формы, основах цветоведения, композиции, декоративной стилизации. Развитию творческих способностей детей способствуют разнообразные виды работ с природным материалом. Восхождение на вершину мастерства и творчества осуществляется не по инструкции «что дать учащимся», а на основе инновационных технологий педагогического сотрудничества, в форме содружества, соучастия, сопереживания, которые способствуют самоутверждению, самовыражению и самореализации детей. Занятия по декоративно прикладному творчеству учат трудолюбию, аккуратности, терпению и самостоятельности, расширяют знания учащихся о региональном наследии, развивают фантазию, творческое мышление, художественный вкус, стремление к самопознанию и самоопределению.
Актуальность обусловлена тем, что востребована со стороны родителей учащихся. В летний период у детей больше свободного времени, чтобы уделить развитию своих способностей, выполнить работы, которые станут украшением помещений или подарком для друзей. Важно научить детей передавать свои ощущения и представления об окружающем мире в самостоятельных творческих работах. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративно-прикладному творчеству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности. В процессе художественной деятельности у детей воспитывается целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, появляется возможность творческой самореализации.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием духовности через знакомство детей с народным творчеством. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд приобщить детей к творчеству.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она рассчитана на детей, из разных классов, состав групп разновозрастной. В программе «Радуга талантов» предполагается использование разнообразных техник и видов работ с природным материалом, учитывая региональный компонент.
Адресат программы:
Программа рассчитана на обучение мальчиков и девочек возраста 12 – 18 лет. Занятия проводятся в группе от 8 до 10 человек.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы
Объем программы: 10 часов.
Срок освоения программы: 10 дней, 3 недели (с 19 по 30 июня)
Режим занятий: с понедельника по пятницу (суббота, воскресенье выходные). В день одно занятие по 45 минут
Формы обучения:
Основной формой организации образовательного процесса является: индивидуальная, которая предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори». Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества учащегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения.
Особенности организации образовательного процесса:
За основу реализации программы взят личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают:
• самостоятельность учащихся;
• развивающий характер обучения;
• интеграцию и вариативность в применении различных областей знаний.
Дополнительная общеобразовательная программа опирается на следующие
педагогические принципы:
• принцип доступности обучения — учет возрастных и индивидуальных
особенностей;
• принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
• принцип личностной оценки каждого учащегося без сравнения с другими
детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и значимость
для группы.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей обучающихся в летний период посредством декоративно-прикладного творчества.
Задачи
личностные:
- прививать настойчивость в достижении цели и удовлетворения от творческого процесса;
- развивать познавательные интересы и активность в области декоративно-прикладной деятельности;
- прививать чувство прекрасного на основе декоративно-прикладной деятельности;
- совершенствовать умение бережно относится к природным ресурсам;
- развивать способность к толерантному отношению в коллективе;
познавательные:
- учить анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать действия при выполнении творческой работы;
- развивать художественно прикладные и творческие способности;
-совершенствовать самостоятельность и ответственность, совершенствовать навыки самооценки;
метапредметные:
-развивать художественно-творческие способности, фантазию, воображение, координацию движений, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое восприятие действительности;
- совершенствовать культуру мышления и ведения дискуссий, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.
Ребята работали по 2 направлениям: «Чудеса из семян» и «Неувядаемые травы»